Пресс-центр / Формирование концепции академического инновационного университета в Самаре

Формирование концепции академического инновационного университета в Самаре

10 августа 2015 года, 10:53

«Формирование концепции академического инновационного университета в Самаре
Формирование концепции академического инновационного университета в Самаре на основе объединения Самарского государственного университета (СамГУ) и Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) сегодня является задачей особой важности и актуальности. Каким быть объединенному университету, что должно лечь в основу его концепции, его миссии в современных условиях развития российского общества и Самарского региона России? Какие научные принципы должны стать прочным основанием, прочным фундаментом нового университета, должны стать гарантией его развития? Эти вопросы сегодня являются актуальными.

Известны публикации исследователей развития университетского образования в России, которые связывают происходящие процессы в организации образования с развитием производительных сил индустриального общества. Например, «если индустриальное общество представляло собой координацию человека и техники для производства материальных благ, то постиндустриальное общество организуется вокруг знания с целью социального контроля и управления нововведениями и изменениями. Это, в свою очередь, порождает новые социальные структуры и отношения». И если ранее роль основного фактора прогресса играло знание прикладное, то для постиндустриального общества эту роль берет на себя знание академическое [1, 2].

Опыт организации крупных университетов в России показывает, что концепции таких университетов схожи и формулируются примерно похожими формулировками. Например, как «университет исследовательского типа, видит свою миссию в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов» [3].

Концепция нового академического инновационного университета в Самаре имеет свою особенность. А именно: предполагает, с одной стороны, приверженность классическому либеральному университетскому образованию, для которого характерными тенденциями являются гуманизация и фундаментализация университетского образования, служение истине и свобода научного творчества, с другой – необходимость адаптации выпускников к особенностям современного мира. Это обстоятельство предопределяет, на наш взгляд, синтез утилитарного и либерального подходов к концептуализации университета нового типа для г. Самары. Действительно, в концепции академического инновационного университета при синтезе либерального и утилитарного подходов подчеркивается важность культурного, либерального аспекта, как, например, в СамГУ, и необходимость обучения техническим наукам, получения инженерной квалификации, что прежде происходило в рамках СГАУ, в котором базовой обозначалась прагматическая составляющая.

Характерным для академического инновационного университета является развитие межотраслевых научных исследований, которые охватывают естественно-научное, социально-экономическое и гуманитарное, инженерно-техническое направления, преимущественным при этом является развитие фундаментальных исследований.

Новый университет становится крупным профессиональным, культурным и исследовательским центром, выполняя ряд задач, стоящих перед университетским образованием, к числу которых относятся как подготовка высококвалифицированных профессионалов, так и воспитание специалистов, способных к исследовательской деятельности. Целостность этих задач обеспечивает именно интеллектуальная атмосфера академического университетского образования. Статус академического инновационного университета в г. Самаре позволяет ему стать одним из центров развития региона и активно работать над созданием системы ускоренного переноса знаний из сферы науки в сферу экономики, промышленности, социальную сферу. Эту направленность следует обозначить как активное содействие социально-экономическому развитию региона в современных условиях. Именно ускоренный перенос знаний перспективных областей науки во все стороны жизни Самарской области и региона является доминирующей компонентой миссии нового университета.

Самарский академический инновационный университет призван активно создавать нововведения и использовать инновации в своей деятельности. Он ориентирован на развитие инновационного образования с применением проблемно-ориентированных технологий обучения, осуществление опережающей подготовки элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности, формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды университета.

Необходимо также отметить совершенствование системы управления новым университетом с разделением академического и практико-ориентированного инженерного образования, которую необходимо принять всем руководителям и сотрудникам университета. И важно не только принять такую систему, но и иметь способности ее реализовать. Например, существованием двух этих школ на равноправных началах.

В качестве основных базовых принципов трансформации двух университетов СамГУ и СГАУ в структуры инновационного типа следует отметить следующие:

  • Формирование корпоративной культуры нового университета, которая понимается как совокупность коллективных базовых представлений, необходимых и достаточных для адаптации к изменениям внешней среды и создания конкурентной внутренней среды университета.

  • Создание системы элитной подготовки специалистов на базе научных образовательных школ, которая должна включать конкурсный отбор способных студентов.

  • Развитие инновационного образования с использованием междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий.

  • Интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности в университете, которая предполагает организационное оформление взаимодействия университета и институтов Российской академии наук, а также объединение их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов и создания учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники.

  • Развитие взаимодействия университета с внешней средой, которая включает прежде всего наблюдательный совет и попечителей университета, Ассоциацию его выпускников, институты Российской академии наук, а также малые и крупные предприятия и транснациональные компании, фонды и общественные организации.

  • Усиление роли фундаментального образования, максимальную интеграцию университета и производственных организаций в учебный процесс, а также определенную мотивацию всех участников этого процесса (студентов, преподавателей, научных организаций и работодателей).


Таким образом, проанализировав возможные перспективы развития университета на примере модели инновационного академического университета, мы пришли к выводу, что новый университет будет являться сложной самоорганизующейся системой, в которой фундаментальное образование и исследовательский процесс (либеральный подход) дополнены перспективой трансформации университета в предпринимательскую структуру, выпускающую высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда (прагматический подход).

Система из двух учебных заведений СамГУ и СГАУ может рассматриваться в качестве системы образования только в той мере, если она сможет пройти свой инновационный путь развития, который связан с использованием потенциала и культуры данного нового сообщества двух университетов. Иначе эта система может быть квалифицирована как система не образования, а обучения, подготовки специалистов. Слепое копирование чужих решений, заимствованных из примеров объединения университетов в других регионах, не обеспечит развития нового учебного заведения и системы образования в Самаре.

И. о. ректора СамГУ И. К. Андрончев
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. — N.Y.: Basic Books, 1973. — V. XII. — 507 p.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. — 956 с.

3. Миссия Томского государственного университета / [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.tsu.ru/content/common/missiya.php. — 04.06.15.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ:

1. Kerr C.A. The uses of the University. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. — V. IX. — 204 p.

2. Майер Г.В. О критериях Исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ / Уральский гос. технический ун-т: журнал. — 2003. — № 3 [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/in-side/353/. — 04.06.08.

3. Журавлев В.А., Ладыжец Н.С. Пассионарный университетский менеджмент // Университетское управление: практика и анализ / Уральский гос. технический ун-т: журнал. — 2003. — № 1 (24) [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/328/. — 04.06.15.

4. Сорокина И. Предпринимательский университет (Шведский опыт) // Высшее образование в России. — 2002. — № 3 [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.umj.ru/in-dex.php/pub/inside/. — 04.06.15.

5. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ / Уральский гос. технический ун-т: журнал — 2003. — № 3 [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.umj.ru/in-dex.php/pub/inside/355/. — 04.06.15.

6. Мишед Л. Университеты Европы // Alma Mater. — 1991. — № 9. — С. 85-90.

7. Месяц Г.А., Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Чудинов В.Н. Инновационный университет: интеграция академических ценностей и предпринимательской культуры // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. — М., 2003. — С. 6-7.

8. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma Mater. — 2000. — № 5. — С. 15-18.

9. Чучалин А.И., Могильницкий С.Б., Коровкин М.В. Инновационная деятельность Томского политехнического университета в области совершенствования управления качеством подготовки специалистов // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. — М., 2003. — С. 78-79.

10. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование: содержание и технологии // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы: Труды Междунар. симп. — М., 2003. — С. 9-11.

11. Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы образования // Alma Mater. — 2000. — № 10. -С. 24-30.

Поделиcь:


    Метки:







Контактная информация



443011, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Самара,
ул. Академика Павлова, 1
Телефон: (846) 334-54-02



Итоги года 2015 СамГУ


Турнир по игре в «UNO» | Гос ТВ


Студенческий дебют в СамГУ | Гос ТВ