Пресс-центр / Мифы о физическом факультете

Мифы о физическом факультете

8 июня 2015 года, 09:29

2015060802
В нашем университете есть одна очень большая проблема: абитуриенты не хотят идти на физико-математические специальности, предпочитая им гуманитарные. Почему так происходит? Ответить на этот и многие другие вопросы, а также развеять мифы вокруг физического факультета вызвалась я, неравнодушный студент кафедры физики полупроводниковой микро- и наноэлектроники.

Миф первый: Физика – это сложно, скучно и нигде не пригодится.


Многие не хотят идти на физический факультет, так как считают, что физическое образование вряд ли поможет при устройстве на престижную работу и, кроме того, является излишне сложным и скучным. Почему-то считается, что такие предметы, как обществознание, история, намного легче для восприятия и более востребованны, чем, скажем, физика, математика. Конечно, сложно отрицать, что физика на порядок сложнее других предметов, однако я считаю, что если заложить правильный фундамент в головах школьников, показать им всю прелесть физики, то они захотят изучать её и дальше. А если будет желание и заинтересованность, то и даваться предмет будет значительно легче.

Я постараюсь приоткрыть вам окно в мир физики. Итак, что же делается у нас на факультете? Рассказать об этом согласилась Н. В. Латухина, кандидат технических наук преподаватель кафедры полупроводниковой электроники и нанотехнологий: «На сегодняшний день на каждой из кафедр физического факультета очень много различных разработок. Например, на кафедре теоретической и математической физики занимаются следующими вопросами: квантовой теорией поля, физикой высоких энергий, сложными структурами вещества. По каждой проблеме пишутся статьи, которые публикуются в популярных научных журналах.

На кафедре физики конденсированного состояния исследуют различные эффекты, которые возникают в материале под воздействием магнитного поля. На кафедре лазерной физики, я слышала, разрабатывают новые методы регистрации оптических сигналов. Была даже создана специальная программа для космоса.

Про свою кафедру могу рассказать подробнее. У нас разрабатывается новая технология создания материалов из карбида кремния для создания экстремальной электроники. Мы хотим получить новый материал для солнечных элементов, который будет: эффективным, экономичным и лёгким. Он предназначен для питания различной бортовой аппаратуры. Однако перспективы применения наших разработок не ограничиваются только космосом. Их можно применять и в медицине.

Хочется отметить, что многие преподаватели физического факультета известны даже в Европе. Их работы публикуются в значимых в мире науки журналах»
.

Миф второй: Быть учителем – приговор любого, кто выбрал своей специальностью физику.


Разговаривая с ребятами, обучающимися на различных специальностях, я выявила одну интересную тенденцию: многие из них уверены, что те, кто учатся на физическом факультете, непременно пойдут работать в школу, так как выбора у них особого нет. Они считают, что специальность в нашем дипломе звучит как приговор.

Между тем следует заметить, что в дипломе выпускников физического факультета уже не пишут «Физик. Учитель физики», а указывают просто «физик». Если студент хочет после вуза быть учителем, то он может получить дополнительное образование у нас, в Самарском государственном университете, или пойти в магистратуру, связанную с педагогикой. На сегодняшний день есть возможность пойти на следующие направления: «педагогика и психология» (есть как очная, так и заочная форма обучения) и «инновации в преподавании физики».

В настоящее время на физическом факультете реализуются также следующие магистерские программы: «лазерная физика», «физика конденсированного состояния», «теоретическая и математическая физика», «Физика полупроводников. Нанотехнологии» и «медицинская физика». Есть также аспирантура.

Рассказать о перспективах дальнейшего трудоустройства выпускников физического факультета согласился кандидат технических наук доцент кафедры физики полупроводников и нанотехнологий В. И. Чепурнов: «Выпускник физического факультета может пойти работать куда угодно! Если говорить о работе, которая напрямую связана с нашей специальностью, то можно пойти работать, например, в „ЦСКБ-Прогресс“, на металлургические заводы, в СФ ФИАН. Везде с большим удовольствием берут наших специалистов. Многие студенты, окончившие магистратуру и аспирантуру, остаются преподавателями у нас в университете или идут работать в другие вузы. Вообще говоря, образование, которое студенты получают на физическом факультете, помогает им в будущем успешно реализовать себя также в смежных областях науки, например в области математики, IT-технологий и других».

Миф третий: На физическом факультете невозможно проявить свои творческие качества.


Это неправда. Практически все новейшие разработки на каждой из кафедр основываются на данных студенческих дипломов, курсовых, магистерских и аспирантских работ. Вот что по этому поводу сказала Н. В. Латухина: «Наш вуз создавался для подготовки научных кадров, поэтому у нас все студенческие выпускные, курсовые ‒ это не проекты, которые делаются по шаблону других вузов, а исключительно творческие работы. У нас невозможно найти курсовую работу в Интернете. Студенты являются соавторами наших научных публикаций. С ними они выступают на различных конференциях. То есть уже в студенческой среде приобщаются к науке. После окончания университета они могут продолжить заниматься наукой. Кроме того, есть перспектива участвовать в создании и развитии наукоёмких производств в России».

Общаясь с В. И. Чепурновым, я узнала ещё кое-что интересное. Оказывается, для ребят, которые ещё не решились выбрать физику своей будущей специальностью, есть перспектива попробовать себя в деле. Любой школьник может прийти к нам на кафедру и выбрать интересную ему тему. Далее с преподавателями нашей кафедры подготовить какую-то работу на конференцию. Обычно школьникам предлагают работы по каким-то перспективным проектам, которые будут востребованны в будущем. Для того чтобы помочь абитуриентам определиться с кафедрой, существуют дни открытых дверей и Фестиваль науки. Любой школьник в эти дни может прийти и посмотреть, чем занимается та или иная кафедра, а также задать вопросы.

Миф четвёртый: Дёшево – значит некачественно.


Общаясь со студентами, которые обучаются на платных направлениях, я узнала, что многие из них относятся к физикам несерьёзно, считая, что на физический факультет идут только те, кто не попал на «нормальные направления».

Ребята, а вы знаете, что образование, которое даётся на физическом факультете, особенно на практических специальностях, самое дорогое в мире? Нам как гражданам России это образование предоставляется совершенно БЕСПЛАТНО. Иностранцы, которые приезжают к нам, вынуждены платить за это большие деньги.

Вот какой комментарий к этому дала Н. В. Латухина: «Для тех, кто хочет заниматься наукой, есть много перспектив применения своих знаний. Существует магистратура, аспирантура, кроме того, есть множество программ-стажировок, например в Швейцарии, Германии. Туда постоянно приглашают наших физиков. Образование, которое даётся у нас в вузе, очень ценится и за рубежом. Вообще, образование, которое даёт наша кафедра, – самое дорогое в мире. Это связано с тем, что оно требует самых больших затрат, ведь требуется материальная база для обучения. У нас оно предоставляется бесплатно. Это большое преимущество. В 2011 году, например, к нам приехал студент из Сирии. Он готов был платить за обучение, поступал на платное отделение, так как тогда не был гражданином России. Он выбрал наш университет, потому что у нас обучение стоило дешевле, чем в Воронеже и Москве».

Миф пятый: Физика – в общем-то, странный предмет: учимся-учимся, а предложений работы всё нет.


Хочется отметить, что во время обучения студенты могут устроиться на работу, которая будет приносить им не только положительные эмоции от занятий непосредственно наукой, но и некоторый доход. Существуют различные программы для реализации потенциала студентов. Можно участвовать в конкурсе на грант в таких проектах, как «У.М.Н.И.К.» или «Молодой учёный».

Например, Галина Писаренко с нашей кафедры является победителем обоих конкурсов. Выпускница нашей кафедры Л. В. Курганская, ныне член Совета молодых учёных от механико-математического факультета, кандидат физико-математических наук старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории моделирования процессов управления и обработки информации при кафедре дифференциальных уравнений и теории управления СамГУ, два раза была лауреатом премии «Молодой учёный». Кстати, сейчас она занимается привлечением студентов в специализированное конструкторское бюро экспериментального приборостроения. Работа будет связана с проектированием научной аппаратуры для космических аппаратов с целью проведения технологических и медико-биологических экспериментов в космосе. Туда приглашаются студенты, а также молодые специалисты, учёные, аспиранты не только с физического, но и с механико-математического, биологического, химического и других факультетов. Работа обещает быть очень интересной, так как будет проходить на стыке наук.

Подводя итог, хочется отметить, что на любом факультете, на любой специальности, чтобы быть успешным, нужно постоянно работать над собой, проявлять активность, продвигать свои идеи и творческие задумки. Физический факультет не является исключением. Надеюсь, что мне удалось развеять все мифы, которые были связаны с физическим факультетом и мешали абитуриентам делать выбор при поступлении.

Анастасия Крюкова, студентка физического факультета кафедры физики полупроводниковой микро- и наноэлектроники

Фотогалерея


Поделиcь:







Контактная информация



443011, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Самара,
ул. Академика Павлова, 1
Телефон: (846) 334-54-02



Итоги года 2015 СамГУ


Турнир по игре в «UNO» | Гос ТВ


Студенческий дебют в СамГУ | Гос ТВ