Пресс-центр / Размышления накануне Дня Победы

Размышления накануне Дня Победы

20 апреля 2015 года, 11:17

2015042003
Быстро и относительно просто войны только проигрывают. Победа требует большого напряжения всех сил, героизма и нередко жертвенности. Празднование 70-летия Победы даёт повод поразмышлять о проблемах исторического сознания, об отношении современной молодёжи к Великой Отечественной войне, её истории .

Исследования социологов показывают, что наибольшее значение для сохранения единства национального самосознания для российского народа сегодня имеет историческая память о Великой Отечественной войне как память о Победе. Она объединяет россиян независимо от их этнической принадлежности, веры, возраста, социального положения, на уровне генетической памяти удерживая ментальность победителей. Воспоминания о войне не позволяют убить в нас дух уверенности в окончательной победе, несмотря на все жертвы и трудности. Эта память помогает сохранять связи в СНГ и ближнем зарубежье. Ещё живут ветеранские организации во многих странах, горят Вечные огни у памятников воинам-освободителям, павшим в боях, сохраняются русские названия улиц и площадей в западноевропейских городах, наше право вето в ООН — всё это политическое и нравственное наследие Победы. Эта память — лучшая основа для воспитания молодёжи в духе патриотизма, готовности жертвовать во имя Родины, родных и близких. Уважительное отношение к своему прошлому является одним из ключевых условий объединения людей.

Сегодня перед обществом стоит очень серьёзная проблема сохранения памяти о войне. Если раньше основным источником информации для детей, молодёжи были семейные воспоминания и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, то сегодня и в ближайшем будущем по объективным обстоятельствам доля живых свидетельств очевидцев сведётся к минимуму.

Важно учитывать, что формирование исторического сознания в настоящее время проходит на фоне глобализации, проявляющейся в том числе в стирании языковых и национальных границ в мировом масштабе. Соответственно, российское общество не должно утрачивать свою идентичность, культуру, терять свою систему ценностей.

Обостряется и информационное противоборство, в ходе которого появляется немало фальсификаций, авторы которых стремятся сознательно исказить прошлое. Некоторые авторы в погоне за сенсациями стремятся написать своего рода антиисторию войны, очерняя прошлое, бросая тень на героические усилия и огромные жертвы нашего народа в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами. Мощным ударом по патриотическому воспитанию современной молодёжи стала дегероизация. Крайне беден ряд персоналий участников Великой Отечественной войны в учебной литературе. Более того, иногда приводимые фамилии и имена искажаются. На первый план выходят исторические байки отнюдь не безобидного содержания, назначение которых — заполучить индульгенцию в современных международных событиях, столкновениях. Всё это несёт угрозу национальной безопасности страны и отрицательно влияет на историческое самосознание россиян.

Довольно долгое время понятие «неизвестная война» относительно 1941–1945 годов у нас применялось к американскому населению, прежде всего к молодому поколению. Но сегодня, как показывают опросы молодых россиян, в том числе и те, в которых участвовал автор данной публикации, понятие «малоизвестная война» может характеризовать знания многих людей в возрасте до 40 лет.

У значительной части опрошенных молодых людей знания о войне ограничиваются самыми примитивными, а порой и искажёнными взглядами, набором определённых стереотипов и мифов. Значительная часть этих школьников пополняет студенческие ряды. И, как показывает практика, вопрос о Великой Отечественной войне, — один из самых трудных на экзаменах. К сожалению, не все рекомендованные для школьников и студентов учебники по отечественной истории дают правдивую оценку Великой Отечественной войны, её хода и итогов.

Опросы школьников, студентов и других категорий людей в возрасте до 35 лет, проведённые студентами первого курса социологического факультета, показали, что абсолютное большинство опрошенных интересуются историей Великой Отечественной войны, но вместе с тем немало и таких, кто заявил, что им эта тема неинтересна. Они редко смотрят фильмы о войне и мало читают литературы на эту тему. Подобные результаты отражены и в данных других опросов.

Неуклонное сокращение изучения истории Второй мировой войны и фактически её составляющей — Великой Отечественной войны — (четыре часа в школе и два часа в вузе) сокращает возможности дать обучающимся адекватное представление о наиболее значимых событиях данного периода. В итоге информированность студентов и школьников старших классов нередко вызывает разочарование. Из крупнейших сражений войны вспоминают чаще всего о Сталинградской битве и Курской дуге, да и то не все. Лишь относительно дат начала и окончания Великой Отечественной войны у более чем 80 % опрошенных нет ошибок. Такой же показатель характеризует знания о советских военачальниках, около 90 % помнят о Г. К. Жукове, 60 % — о К. К. Рокоссовском. Из числа Героев Советского Союза были названы Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Алексей Маресьев. Чаще всего вспоминают о героях, чьи имена носят улицы, на которых проживает опрашиваемый (Вадима Фадеева, Ольги Санфировой, Евгения Никонова). Но вместе с тем настораживает нарастание безликости сведений о войне. Лишь единицы смогли объяснить, почему улица называется Молодогвардейской. Да и набор имён героев войны, приводимых опрошенными, крайне беден.

Но вместе с тем не всё так мрачно. Для основной части молодёжи День Победы в войне, 9 Мая, — символ национальной гордости, история войны не вытеснена из памяти россиян и по-прежнему сохраняет свой духовно-консолидирующий потенциал. Ещё и сегодня во многих семьях хранятся награды, письма и фотографии военных лет, похоронки — драгоценные свидетельства всенародной, героической и трагической борьбы с нацистской агрессией.

На мой взгляд, надо избавиться от комплекса неполноценности в отношении участия Советского Союза во Второй мировой войне. Действительно, в рамках существования Советского Союза развивалась тоталитарная модель государства, шло расширение советской империи, но это никак не снижает вклада СССР в разгром фашистских войск.

Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий в учебную литературу, в школу, в вузы необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации молодёжи. В преподавании истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у молодёжи набор ключевых умений, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные знания от их идеологических обоснований, умение искать информацию и критически воспринимать различные версии истории. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способности старшеклассников и студентов самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных ситуациях. И, конечно, это должен быть системный подход, в рамках которого учебная работа активно, гармонично сочеталась бы с внеучебной: поисковыми экспедициями, музейной деятельностью, созданием семейных историй, волонтёрским движением по оказанию помощи ветеранам и тому подобным.

В. Парамонов — доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии науки

Поделиcь:


    Метки:







Контактная информация



443011, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Самара,
ул. Академика Павлова, 1
Телефон: (846) 334-54-02



Итоги года 2015 СамГУ


Турнир по игре в «UNO» | Гос ТВ


Студенческий дебют в СамГУ | Гос ТВ